Вполне нормально — не иметь своего мнения по темам, о которых вы ничего не знаете. И я ничего не знаю о коронавирусах. Но у меня есть несколько мыслей о том, как люди относятся к риску.
Мы должны помнить совет Даниэля Канемана (Daniel Kahneman): «Люди не могут постичь очень большие или очень малые числа. Нам было бы полезно признать этот факт.”
Это первый глобальный кризис в эпоху социальных медиа. Что мы узнали из социальных сетей за последнее десятилетие, так это то, что:
1) информация распространяется быстро,
2) ложная информация распространяется быстрее, потому что она более сенсационна,
3) самобытность усиливается, когда дебаты происходят онлайн против человека, поэтому здоровые дебаты быстро опускаются до битвы «моя команда против вашей». Рузвельт сказал: «Единственное, чего мы должны бояться, — это самого страха», в эпоху, когда единственным источником информации была утренняя газета, редактируемая и проверяемая профессионалами, написанная журналистами, которые не были мотивированы лайками, ретвитами или оплатой за клик.
Неопределенность среди опасности кажется ужасной. Так что приятно иметь твердое мнение, даже если вы понятия не имеете, о чем говорите, потому что, когда ставки высоки, пожимать плечами кажется безрассудным. Сложные вещи всегда неопределенны, неопределенность кажется опасной, а наличие ответа вызывает ощущение меньшей опасности. Когда ситуация наиболее неопределенна, нам нужны твердые ответы, в то время, когда твердых ответов на самом деле не существует.
Мы морально не готовы не готовы думать о широко распространенном риске. Немецкий психолог Герд Гигеренцер (Gerd Gigerenzer) в своей книге Risk Savvy: «Люди не глупы. Проблема в том, что наша образовательная система имеет удивительное слепое пятно в отношении понимания риска. Мы учим наших детей математике определенности — геометрии и тригонометрии — но не математике неопределенности, статистическому мышлению. И мы учим наших детей биологии, но не психологии, которая формирует их страхи и желания. Даже эксперты, к сожалению, не обучены тому, как донести риски до общественности понятным способом.»
Риск состоит из трех частей: вероятность того, что вы получите удар судьбы, средние последствия удара и конечные последствия удара. То, как люди реагируют на риск, в значительной степени зависит от конечных последствий удара, даже если это наименее вероятный исход.
Это междисциплинарная проблема. Это отчасти биология, отчасти статистика, отчасти политика, отчасти социология, отчасти психология и т. д. Всех ответов нет ни у одного человека.
Во время финансового кризиса было ясно, что одни люди пострадают (у кого большие долги), а другие люди будут в порядке (у кого никаких долгов и много наличных денег). Вирусы отличаются тем, что их не волнует, сколько денег вы зарабатываете. Здравоохранение искажено своей коммерцией, но равенство в ловле коронавриуса приносит страх даже тем людям, которые не привыкли бояться.
На этом этапе лучшим советом может быть: «Вымойте руки». По крайней мере, я такое слышал. Но это слишком просто для некоторых людей, чтобы принимать это всерьез. Идея в том, что сложные проблемы могут выиграть от простых решений, и это не является интуитивным.
Во времена тяжелой рецессии вы можете увидеть падение продаж, скажем, на 3% или, возможно, на 20% в некоторых секторах. Выручка казино Макао упала на 87% в прошлом месяце. Я не знаю, что произойдет в течение следующего года, но это не типичное замедление.
Риск — это то, чего вы не видите. Вот тренды поиска Google для запроса «коронавирус». Вот почему прогнозирование – это трудно:
Морган Хаузел (Morgan Housel)
Источник: collaborativefund.com
(Перевод: Меркулов Виталий, «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)
Оценить статью: