Психология денег — склонность избегания потерь (часть 2)


2. Склонность избегания потерь: неспособность определить истинную стоимость, придавая большое значение финансовым издержкам, игнорируя при этом эмоциональную цену, которую необходимо заплатить, чтобы получить доход 


Допустим, вы хотите новую машину стоимостью 30000 долларов. У вас есть несколько вариантов:


1) Заплатить за нее $30000.


2) Купить подержанную менее чем за $30000.


3) Или ее украсть.


В этом случае 99% людей избегают третьего варианта, потому что последствия угона автомобиля перевешивают выгоду. Это очевидно.


Но допустим, вы хотите зарабатывать 10% годовых в течение следующих 50 лет. Эта награда достанется даром? Конечно, нет. Зачем миру дарить тебе что-то удивительное бесплатно? Как и машина, есть цена, которую нужно заплатить.


Ценой, в данном случае, являются нестабильность и неопределенность. И как в случае с автомобилем, у вас есть несколько вариантов: вы можете заплатить, принимая волатильность и неопределенность. Вы можете найти актив с меньшей неопределенностью и более низкой отдачей, эквивалент подержанного автомобиля. Или вы можете попробовать эквивалент кражи автомобиля: получить прибыль, пытаясь избежать волатильности, которая приходит вместе с ней.


Многие в этом случае выбирают третий вариант. Как угонщики автомобилей – хотя и действующие из лучших побуждений, и законопослушные — они формируют трюки и стратегии, чтобы получить прибыль, не заплатив цену. Спекулятивная торговля. Хеджирование. Арбитраж. Система финансовых рычагов (леверидж).


Но боги денег не прощают тех, кто ищет награду, не заплатив цену. Некоторым угонщикам это сойдет с рук. Многие другие будут пойманы со поличным. То же самое с деньгами.


Это очевидно с автомобилем и менее очевидно с инвестированием, потому что истинная стоимость инвестирования – или что-либо, связанное с деньгами — редко является финансовой платой, которую можно легко увидеть и измерить. Это эмоциональная и материальная цена, требуемая рынками, которые довольно эффективны. Акции компании Monster Beverage выросли на 211000% с 1995 по 2016 год. Но за это время они теряли более половины своей стоимости в пяти отдельных случаях. Это огромная психологическая цена. Баффет (Warren Buffett) заработал 90 миллиардов долларов. Но он делал это, читая отчеты 12 часов в день в течение 70 лет, часто за счет недостаточного внимания своей семье. Здесь тоже присутствует скрытая стоимость.


Каждое денежное вознаграждение имеет свою цену за пределами финансов, которую вы могли бы видеть и подсчитать. Принятие этого критично. Скотт Адамс однажды написал: «Один из лучших советов, которые я когда-либо слышал, звучит примерно так: если вы хотите успеха, выясните цену, а затем заплатите. Это звучит тривиально и очевидно, но, если вы развернете идею, она имеет экстраординарную силу.” Замечательный совет.


Эта статья является 2-й частью серии из 20 частей «Психология денег».

Читать все части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20.


Морган Хаузел (Morgan Housel) 

Источник: collaborativefund.com

(Перевод: Меркулов Виталий,  «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)

Оценить статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *