БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
До настоящего момента рассматривалось принятие решений в области ментального учета на уровне отдельных транзакций. Другим компонентом ментального учета является категоризация или маркировка.
Деньги часто маркируются на трех уровнях: расходы группируются в бюджеты (например, еда, жилье и т.д.), состояние распределяется по счетам (например, текущий счет, пенсионный фонд, «на черный день»), а доход делится на категории (например, постоянный или случайный).
Если счета были бы взаимозаменяемыми, как предполагается в общей экономике, они не имели бы значения. На практике же это не так, им придаётся определённое значение.
Категории потребления
Разделение расходов на бюджетные категории выполняет две важные функции:
- Оно позволяет распределять средства между конкурирующими нуждами более рационально.
- Создаёт рамки и механизмы самоконтроля, позволяя ограничить преждевременные или нерациональные траты.
Подобно тому, как организации устанавливают бюджеты для отслеживания и ограничения затрат, система ментального учета помогает домохозяйствам оставаться в рамках своего бюджета. Конечно, степень детализации бюджетирования значительно варьируется между домохозяйствами*. Чем жёстче бюджет, тем более явными и строгими становятся правила его распределения — как для домохозяйств, так и для организаций.
(* Многие из приведенных здесь обобщений основаны на серии интервью, проведённых от моего имени в начале 1980-х годов. В то время многие семьи использовали очень явную систему управления финансами: наличные деньги распределялись по конвертам, подписанным под различные категории расходов. В определённой степени программы стали современным аналогом этого метода.
Тем не менее бюджеты могут иметь значение даже в обеспеченных семьях. Как будет показано в обсуждении «разделения» ниже, расходы на отпуск могут зависеть от того, снимает ли семья дом для отпуска или владеет им.)
Семьи, живущие на уровне бедности, используют строгие и чётко определённые бюджеты; в обеспеченных семьях бюджеты менее жёсткие и часто слабо структурированы. Бедные семьи, как правило, планируют бюджет на более короткие периоды (неделя или месяц), тогда как обеспеченные семьи могут использовать годовые бюджеты.
Например, Heath и Soll (1996) отмечают, что большинство студентов MBA, участвовавших в их исследовании, имели недельные бюджеты на питание и развлечения, а также месячные бюджеты на одежду. Вероятно, эти правила значительно изменились, когда студенты начали работать после окончания учёбы (что нарушает гипотезу жизненного цикла — см. ниже).
Heath and Soil описывают процесс, с помощью которого расходы отслеживаются в рамках установленных бюджетов. Они делят этот процесс на два этапа:
- Расходы должны сначала быть замечены.
- Затем они должны быть отнесены к соответствующим категориям.
Расходы не повлияют на бюджет, если хотя бы один из этих этапов не выполнен. Для обозначения этих этапов используются термины из финансового учёта, где система также делится на два уровня:
- Расходы должны быть зарегистрированы (т.е. записаны в систему учёта).
- Затем они должны быть распределены по определённым статьям расходов.
Каждый из этих процессов зависит от различных когнитивных систем. Регистрация (booking) требует внимания и памяти, а распределение (posting) зависит от умения сопоставлять и категоризировать.*
(* Что касается процесса категоризации. Следует отметить, что в системе финансового учета компании любые зарегистрированные расходы также распределяются по счетам.)
Многие мелкие, рутинные расходы не фиксируются. Примеры включают обед или кофе в столовой на рабочем месте (если, конечно, норма не подразумевает приносить эти вещи из дома, в этом случае покупка обеда может быть зарегистрирована). Игнорирование таких затрат можно сравнить с организационной практикой, когда мелкие расходы списываются на «мелкую кассу», не подлежащую строгому учёту.
Эта тенденция игнорировать мелкие расходы также может объяснить кажущееся противоречие в концепции гедонического кадрирования. Как отмечает John Gourville (1998), в некоторых ситуациях продавцы и сборщики средств предпочитают представлять ежегодные платежи в виде «копеек в день». Например, членский взнос в размере $100 может быть представлен как «всего 27 центов в день».
С учётом выпуклой формы функции потерь возникает вопрос: почему эта стратегия оказывается эффективной? Одна из возможных причин заключается в том, что 27 центов явно попадают в категорию «мелкой кассы», поэтому такие траты сравниваются с другими мелкими расходами, которые часто не фиксируются. В то же время членский взнос в размере $100 достаточно велик, чтобы быть зарегистрированным и распределённым, что может столкнуться с ограничениями бюджета на благотворительность.
Та же идея работает в противоположном направлении. Например, компания, продвигающая средство для отказа от курения, предлагает курильщикам подсчитать их годовые расходы на сигареты и представить их в виде возможности оплатить отпуск. В то время как $2 в день могут показаться незначительными, $730 в год уже достаточны для приятного отдыха.
Продолжение следует…
Ричард Талер (Richard H. Thaler)
Читать все части: ч.1, ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6, ч.7, ч.8, ч.9, ч.10, ч.11, ч.12, ч.13, ч.14, ч.15 .
(Перевод: Меркулов Виталий, «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)
Оценить статью: