Есть ли у Илона Маска темная сторона?
Tesla-медведи — многие из них люди, которых я уважаю; некоторые из них – мои дорогие друзья — указали бы на то, что у Илона Маска (Elon Musk) есть еще одна сторона, (жульническая) сторона как у Elizabeth Holmes.
Holmes была генеральным директором Theranos, стартапа Кремниевой долины с советом директоров, который был безупречен, включая двух бывших госсекретарей США, Henry Kissinger и George Shultz. В разгар своего ажиотажа Theranos имела частную рыночную стоимость в 10 миллиардов долларов. Holmes украшала обложки деловых журналов, выступал на TED-конференции, которую смотрели миллионы, была образцом для подражания для молодых женщин и имела репутацию провидца, который собирался улучшить жизнь миллиардов людей с помощью продукта, способного провести сотни медицинских тестов из маленькой капли крови.
Holmes, возможно, имела большие стремления, но трудность или невозможность (по крайней мере сегодня) того, что она пыталась сделать, настигла ее, и ей пришлось прибегнуть к откровенному обману и мошенничеству. Theranos сгорела в огне.
Что говорят Tesla-медведи
Tesla-медведи утверждают, что мы ослеплены стороной «Железного человека» Илона Маска и не видим сторону Elizabeth Holmes: что помимо обещаний, которые он не намерен выполнять, он на самом деле играет в мошенническую игру. Tesla-медведи отмечают, что Илон Маск совершил мошенничество с ценными бумагами (манипулирование акциями), когда он написал в Twitter, что он лично берет Tesla за $420, с “обеспеченным финансированием». Это была ложь, чтобы напугать продавцов коротких позиций в акциях Tesla.
В другой раз Илон Маск лично позвонил работодателю продавца коротких позиций, угрожая работодателю судебным иском, если работодатель не остановит продавца коротких позиций от публикации отрицательных исследований о Tesla в Seeking Alpha и Twitter. (Elizabeth Holmes применяла подобную тактику).
Tesla-медведи также указывают на спасение Илоном Маском SolarCity — крупной долговой, убыточной компании солнечной энергии с плохой бизнес-моделью, управляемой двоюродным братом Илона Маска. Он бы обанкротился через несколько месяцев, если бы акционеры Tesla ее не купили. Обанкротившаяся SolarCity нанесла бы ущерб репутации Илона Маска как «Железного человека», который преуспевает во всем, и, таким образом, испортила бы оценку Tesla и отрезала бы способность компании выпускать дешевые акции. Спасая SolarCity, Илон Маск взвалил на Tesla операцию по сжиганию денег и миллиарды долларов долга, которая уже пытались выйти на безубыточность.
Tesla-медведи подвергли сомнению состояние ума Маска (здравомыслие), когда он обозвал британского дайвера, спасающего тайских детей, пойманных в ловушку в пещере в Twitter.
Я хочу напомнить вам, что я начал это эссе, цитируя F. Scott Fitzgerald и, объясняя, что в нашем анализе Tesla и Илона Маска нам нужно было поддерживать “две противоположные идеи в уме одновременно и все еще сохранять способность действовать”.
Здесь много противоположных идей
Скептики имеют много оснований в своих аргументах против Tesla. История на их стороне. Кроме Tesla, последняя автомобильная компания, которая была основана в США и сохранилась до наших дней, родилась в 1930 году, а две автомобильные компании обанкротились во время финансового кризиса 2008 года. Да, манипуляция акциями Илона Маска с твитом ”финансирование обеспечено» была просто аморальной и незаконной. Мы можем говорить об этом, но возмущение, которое люди чувствуют по поводу этого поведения (включая вашего покорного слугу), не имеет отношения к будущему Tesla. Илон Маск заплатил штраф SEC и все еще управляет компанией. (Любой другой генеральный директор, вероятно, был бы уволен и, возможно, попал бы в тюрьму).
Однако эта проблема поднимает более важный вопрос: является ли Маск активом или обязательством Tesla? Ну, он может являться и тем и другим. С одной стороны, он гений и провидец, который глубоко заботится об успехе Tesla и готов ночевать на заводе, чтобы добиться успеха. Но он также является невероятным микроменеджером и великодушным диктатором, который управляет четырьмя компаниями. Он переутомлен и истощен, и это в какой-то степени объясняет (хотя и не оправдывает) его непредсказуемое поведение и его твиты.
Tesla и Apple
Если с ним что-то случится или его уберут из Tesla, что будет с компанией? Превратится ли Tesla в Apple после того, как уволила Стива Джобса в 1985 году или Apple 2011 года после смерти Стива Джобса? Apple 1985 года завяло, потому что у него не было достаточной широты продуктов или глубины управления, необходимых для замены харизматичного провидца. Steve Jobs оставил вакуум лидерства и видения, когда его уволили, и John Sculley – исполнительный директор Pepsi – не справился с этой задачей.
Apple 2011 года было в гораздо более сильной позиции и на гораздо более широкой основе, с более сильной командой руководства. Tim Cook был выбран Стивом Джобсом и готовился в течение многих лет, чтобы заменить его. И хотя Apple как бизнес преуспела после ухода Джобса, последующие инновации компании были очень эволюционными, а не революционными. Он в основном улучшил категории продуктов, разработанных под Стивом Джобсом, но не придумал значительной новой категории продуктов (кроме Apple Watch). На самом деле, он пытался и до сих пор не удалось производство автомобиля.
Пример Apple показывает, что заменить великодушного диктатора-провидца очень сложно, но возможно. Успех зависит от сроков, конкурентной и финансовой мощи компании, глубины управления и удачи. Tesla сегодня, кажется, не хватает глубины управления – она теряет руководителей быстрее, чем я теряю волосы. Сегодня Тесла ближе к Apple 1985 года, чем к Apple 2011 года, и вряд ли может позволить себе потерять своего перегруженного работой гения-великодушного-диктатора.
Ключ к успеху Tesla
Успех Tesla будет определяться финансовой жизнеспособностью ее бизнеса: может ли бизнес финансировать сам себя? Успех Tesla как акции в конечном итоге будет зависеть от уровня доходов компании.
Tesla-медведи утверждают, что у Tesla есть проблемы с качеством и обслуживанием. Некоторые Tesla Model 3, которые были торопливо выпущены для достижения производственных целей, были плохо собраны. Похоже, что проблемы качества продукции Tesla Model 3 были решены. Даже один из самых больших критиков Tesla, Bob Lutz, бывший генеральный директор GM, бредил качеством дизайна и сборки Tesla Model 3.
Tesla растет со скоростью стартапа из Кремниевой долины, но помимо написания большого количества программного обеспечения, она строит Гигафабрики, глобальную сеть зарядных станций (Supercharger), сервисные центры и магазины, а также разрабатывает свой собственную систему автопилота — все это конкурирует с компаниями, которые лучше капитализируются и находятся на 50–й итерации своих продуктов с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) — и, следовательно, имеют более стабильное качество.
Каждый раз, когда компания Tesla спотыкалась, а она спотыкалась много раз, она вставала, перегруппировывалась и двигалась дальше вперед. Мой личный опыт работы с сервисом Tesla был превосходным. Но я читал, что сегодня Tesla все еще испытывает растущие проблемы с обслуживанием. Это имеет смысл – ее исправный автопарк за последние полтора года вырос более чем в два раза. Техник Tesla, который установил мой громкоговоритель Tesla Model 3, сказал мне, что ее программное обеспечение для планирования все еще нуждается в доработке, поскольку его отправляют на встречи, которые находятся в 50 милях друг от друга. Это не звучит как постоянная проблема, хотя; быстрое исправление программного обеспечения должно решить эту проблему.
Одна очень важная вещь, которая есть у Tesla (а у Theranos – нет) — это невероятный продукт и люди, которые фанатично к нему относятся. Автомобили Tesla превосходят другие электромобили (EV) и фактически большинство альтернатив, не электромобилей, сделанных конкурентами в настоящий момент. Поговорите с любым владельцем Tesla, и он (обычно это он) будет бредить часами о том, как сильно он любит автомобиль. Я еще не встречал владельца GM или Toyota, у которого есть такой же фанатизм как у владельца Tesla.
Рентабельность и будущее
Вот почему Tesla ничего не тратит на рекламу (в то время как автопроизводители автомобилей с ДВС (двигатель внутреннего сгорания) тратят миллиарды), но имеет большую силу продаж, чем все дилеры GM, Ford и Chrysler вместе взятые – у Tesla есть фанатичные владельцы, и ее сила продаж растет с каждым проданным автомобилем.
Сегодня действительно трудно сказать, станет ли Tesla прибыльной, прежде чем инвесторы и рынки капитала потеряют терпение и готовность финансировать свои потери. Покупая SolarCity, Tesla, безусловно, сделала свое путешествие более трудным. Но компания не сидит на месте и пытается сократить расходы. Вот один из примеров. Tesla Model S имела две мили электрических проводов, Tesla Model 3 имеет «только» одну милю, а Tesla Model Y, как ожидается (если она действительно будет реализована), будет иметь только 100 метров электрических проводов.
Если Tesla сможет увеличить свое производство, то затраты на один автомобиль должны снизиться. Позвольте мне объяснить. Стоимость автомобиля состоит из двух составляющих, фиксированной и переменной. Переменные издержки включают батареи, шины, двигатель и т. д. Эти затраты обычно не сильно уменьшаются (хотя они действительно уменьшаются), поскольку производится большее количество автомобилей.
Постоянные издержки, такие как запуск Гигафабрики (Gigafactory) и разработка программного обеспечения, снижаются на основе каждого автомобиля, поскольку Tesla увеличивает свое производство. Предполагая, что спрос на автомобили Tesla продолжает расти, валовая прибыль компании (на один автомобиль) должна увеличиться, и таким образом она достигнет рентабельности.
Однако даже в худшем случае, если у Tesla кончатся деньги и инвесторы в облигации и акции потеряют веру в компанию, она вряд ли последует за судьбой обанкротившихся автомобильных компаний (вспомните DeLorean или Tucker). Его купит автопроизводитель ДВС или компания из Кремниевой долины (Google или Apple). Это сэкономило бы им миллиарды потерь на исследовательских разработках и доведение до масштабов. Инвесторы, конечно, все равно потеряют деньги, потому что в тот момент цена проблемной покупки была бы только частью сегодняшней цены.
Эта статья является 10-й частью анализа серии из 11 частей «Tesla, Илон Маск и эпоха электромобилей (EV)».
Все части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11.
Vitaliy Katsenelson
CEO IMA, является автором книг «Active Value Investing» и «The Little Book of Sideways Markets». Книги были переведены на восемь языков. Журнал Forbes назвал его «новым Бенджамином Грэмом (Benjamin Graham)».
Источник: https://contrarianedge.com
(Перевод: Меркулов Виталий, «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)
Оценить статью: