Илон Маск дает смелые обещания, но может ли Tesla выполнить их?
Илон Маск (Elon Musk) не похож ни на одного лидера, которого мы когда-либо видели. Для большинства людей создание PayPal было бы невероятным достижением. Только не для Илона Маска; он построил Tesla, вертикально интегрированную автомобильную компанию и первую новую американскую автомобильную компанию, которая бы осталась действующей такое долгое время, начиная с 1930 года. Но Tesla-это не просто автомобильная компания, которая находится на пути к производству нескольких сотен тысяч электромобилей в год. Это компания, создающая сеть зарядных станций, которая охватывает не только США, но и Западную Европу и часть Азии. Это компания, которая разработала беспилотное управление для своих собственных электромобилей. Я могу продолжать, и я продолжу. Илон Маск также построил SpaceX, компанию, которая способна отправлять ракеты в космос по цене в 10 раз ниже, чем NASA, и сажать ракеты обратно на баржу, дрейфующую посреди океана.
Он работает с компанией Neuralink, которая подключает ваш мозг к компьютеру. Хорошо, я остановлюсь. Я бы сказал, что даже если Tesla завтра обанкротится, Илон Маск уже преуспел – он ускорил прогресс человечества на десятилетия вперед.
Илон Маск (вместе с акциями Tesla) вызывает противоречия в инвестиционном сообществе. Он ставит невыполнимые цели и достигает половины из них с опозданием на несколько лет. Другой половины он либо не достигнет никогда, либо просто еще не достиг – не известно. По-видимому, за его кажущимися нереальными целями стоят две причины. С одной стороны, как и Стив Джобс (Steve Jobs), он создал поле искажения реальности и убедил людей своей харизмой и уверенностью в том, что они смогут достичь, казалось бы, недостижимых целей.
Но у Илона Маска есть и другая сторона
Tesla теряла деньги каждый год своего существования. В этом нет ничего плохого, учитывая, что Илон Маск создал вертикально интегрированную компанию в отрасли, которая 10 лет назад не существовала. Проблема заключается в том, что эти потери должны финансироваться, и они могут финансироваться либо за счет долга, либо за счет собственного капитала. Компания, которая теряет деньги, имеет ограничения на займы, потому что она имеет ограниченную способность даже платить проценты по этому долгу. Поэтому она должна финансировать свои убытки за счет эмиссии собственных акций.
Tesla не торгуется на мультипликаторах сегодняшних или даже завтрашних доходов; она торгуется на мультипликаторах мечтаний Илона Маска. Временами Tesla, которая произвела 245 000 автомобилей в 2018 году, имела большую рыночную капитализацию, чем General Motors, которая производит почти 10 миллионов автомобилей в год. Чем больше мечты, тем больше рыночная капитализация компании и тем легче для Tesla финансировать свои потери … и достичь мечты Илона Маска. Но отличить, какие мечты превратятся в реальность, невероятно трудно не только из-за физической достижимости этих мечтаний, но и потому, что для их достижения Tesla потребуется больше капитала.
Итак, чтобы спрогнозировать, достигнет ли Tesla больших мечтаний Илона Маска, вам нужно иметь мнение не только об их достижимости, но и о том, будут ли другие верить в Tesla и в Илона Маска достаточно долго, чтобы позволить компании выпускать дешевые акции для финансирования этих мечтаний. Время от времени, чтобы поддержать оценку мечты, Илон Маск делает заявление, которое, кажется, бросает вызов тому, что мы считаем возможным сегодня.
В мае 2019 года Илон Маск объявил, что он ожидает, что сеть Tesla робо-такси начнет работать к 2020 году. Даже если Илон Маск ошибается на два года, и эта амбициозная мечта сбудется в 2022 году, она превратит автомобильную промышленность и превратит Tesla в дойную корову (а также выведет Uber и Lyft из бизнеса, если они не придумают свои собственные роботизированные такси к тому времени). Либо робо-такси относится к категории научно-фантастических мечтаний, которые могут быть не осуществлены даже к 2030 году?
Прежде чем вы ответите на этот вопрос, позвольте мне привести еще два примера
В июле 2017 года Илон Маск объявил, что Tesla готова принять заказы на крыши из солнечных батарей, подразумевая, что технология была готова к прайм-тайму. Два года спустя, после того как потребители внесли задаток, о крышах из солнечных батарей почти ничего не слышно. Возможно, нам следовало воспринимать Илона Маска буквально, а не фигурально – Tesla была готова выполнять заказы (но крыша не была готова).
Еще пример. В своем письме акционерам в 2016 году Илон Маск написал, что он ожидает, что производство Tesla Model 3 в четвертом квартале достигнет 5000 электромобилей в неделю (260 000 автомобилей в год). Теперь представьте, что вы находитесь в четвертом квартале 2017 года, и Tesla производит 186 электромобилей в неделю (около 9 700 в год). Илон Маск лгал вам, или он просто мечтал о большом, но не дотягивал до этой мечты (до сих пор)? Ну, вы бы поверили в следующее обещание Илона Маска, произвести в 2018 году 500 000 моделей (это больше в 50 раз) Tesla Model 3?
Давайте пропустим 2018 год и перенесемся в 2019 год, где во втором квартале мы видим, что Tesla производит в годовом исчислении 288 000 электромобилей и находится на пути к достижению производства 500 000 электромобилей в год к концу 2019 года приблизительно.
Учитывая эти факты, когда Илон Маск делает прогноз, который является правдоподобным и когда прогноз является преувеличением? Откуда мы знаем?
Эти примеры иллюстрируют несколько моментов:
1) некоторые обещания Илона Маска являются преувеличением. (Действительно ли это ложь, если они осуществляются с опозданием на пять или десять лет?)
2) даже обещания, которые Илон Маск выполнит, появятся на год или три позже.
3) изучение отчетов за последние несколько кварталов приносит мало пользы при анализе Tesla. (У нас есть трудное время процесса 50-кратного увеличения производства, даже если он произойдет на год позже, чем обещано). Просто напомните себе, что это тот же самый человек, который смог совершить то, что не удалось NASA.
Чтобы усложнить ситуацию, существуют внешние факторы, такие как процентные ставки, экономика и торговые войны, любой из которых может нанести ущерб оценке Tesla, что делает финансирование компании намного более дорогим или полностью невозможным. Другими словами, Tesla является компанией, зависимой от ее пути: ее успех будет частично зависеть от факторов, которые полностью находятся вне ее контроля.
Эта статья является 9-й частью анализа серии из 11 частей «Tesla, Илон Маск и эпоха электромобилей (EV)».
Все части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11.
Vitaliy Katsenelson
CEO IMA, является автором книг «Active Value Investing» и «The Little Book of Sideways Markets». Книги были переведены на восемь языков. Журнал Forbes назвал его «новым Бенджамином Грэмом (Benjamin Graham)».
Источник: https://contrarianedge.com
(Перевод: Меркулов Виталий, «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)
Оценить статью: