Эпоха электромобилей (EV): часть 8 — Напрасные надежды Илона Маска или величайшее преимущество Tesla?


Когда вы покупаете Tesla Model 3 сегодня, электромобиль поставляется с функцией автопилота; вы можете заплатить $ 6,000 за полный пакет автопилота. Начнем с автопилота. У Tesla есть другое, более подходящее название для него — вспомогательное рулевое управление. Оно удерживает автомобиль на своей полосе и поддерживает дистанцию до впередиидущего автомобиля (посредством автоматического торможения и ускорения). Даже когда автопилот не задействован, он работает в фоновом режиме, помогая автомобилю оставаться на своей полосе, и автоматически тормозит, если автомобиль обнаруживает опасность столкновения с другим транспортным средством.


У меня противоречивые чувства по поводу автопилота. Это может быть освобождением. Во время нашего путешествия из Денвера в Санта-Фе мы использовали автопилот 80% времени, так как большая часть дороги была с четкой дорожной разметкой.


Однако, когда вы едете по дороге, которая не имеет четкой разметки центральной линии дороги, тогда не следует полагаться на автопилот и, т.к. это может быть очень опасным. В двух случаях, когда дорога изгибалась и когда дорожная разметка прерывалась на перекрестке, автопилот почти выталкивал меня на встречную полосу; мне приходилось вмешиваться.


Автопилот почти готов к прайм-тайму


Проблема в том, что слово “почти” никогда не должно употребляться применительно к “автопилоту». Почти-работающий автопилот подобен почти работающему самолету – это может быть смертельно опасно. Вот почему стандарты надежности беспилотных систем измеряются четырьмя или пятью цифрами после десятичной запятой. Автопилот должен быть надежным 99.99999% времени. Достижение 9-го знака справа от десятичной запятой намного сложнее, чем слева от нее.


Через несколько лет автопилот станет очень надежным и будет сохранять жизни людей. Но мы еще этого не достигли. Его присутствие может дать людям ложную уверенность в системе и это может стоить жизни. Вот почему Тесла (Tesla) хочет, чтобы вы держали руки на руле, даже когда автопилот включен. Если автомобиль обнаружит, что вы не держите руки на руле в течение 30 секунд, он начнет издавать звуковой сигнал. Если вы проигнорируете предупреждение, автомобиль замедлится и остановится.


Мой вам совет: слушайте машину, а не людей, которые ее создали. Илон Маск (Elon Musk) много раз вел машину в интервью СМИ, не держа руки на руле, подразумевая, что автопилот непогрешим. Это не так – по крайней мере, пока.


Я использую автопилот только при ярком дневном свете, на дорогах и магистралях c четкой дорожной разметкой, и держу руки на руле. Я убираю руки с руля только тогда, когда я застрял в дорожной пробке и двигаюсь на очень медленных скоростях.


С полным беспилотным управлением (FSD) автомобиль должен функционировать так же, как водитель Uber, чтобы доставить вас к месту назначения, которое вы вводите в GPS. Ну, сегодняшнее полное беспилотное управление (FSD) — это что угодно, только не это. Автомобиль будет менять полосу движения самостоятельно, если вы включите сигнал поворота. Он будет выезжать на шоссе, если вы ввели свой пункт назначения в GPS. За исключением нескольких других опций, которые еще не полностью функциональны, на данный момент это все.


Полное беспилотное управление


Автомобильная промышленность разбивает уровни беспилотного управления следующим образом: уровень 1 (L1) – автомобиль полностью управляется водителем; L2 – автомобилем частично управляет автопилот, но водитель контролирует процесс (это в основном автопилот Tesla или вспомогательное рулевое управление). Шкала заканчивается на L5 — полное беспилотное управление, в котором с водителя полностью снимается ответственность.


Сегодня Tesla и Waymo (подразделение Google) являются лидерами в области беспилотного управления и выбрали очень разные пути. Waymo имеет несколько сотен полностью автономных автомобилей, которые путешествуют по стране, собирая данные, чтобы улучшить программное и аппаратное обеспечение. До настоящего времени Waymo собрал данные после 10 миллионов миль пробега на полном беспилотном управлении (FSD), что является невероятным достижением.


Сравните это с подходом Tesla. Во-первых, в отличие от Waymo, который использует лидар (LIDAR) в качестве основного датчика (думайте о нем как о радаре, со световыми лучами), Тесла использует восемь камер. Лидар (LIDAR) чрезвычайно точен, но он громоздок и очень дорог. Илон Маск не является большим поклонником лидара; он называет это «глупой затеей». «Камеры Tesla очень дешевы, и они имеют большой диапазон и высокое разрешение (отлично подходит для машинного обучения), но они не так надежны, как лидар (LIDAR), и не очень хорошо работают в экстремальных погодных условиях. Вот почему Tesla дополняет камеры радарами и ультразвуковыми датчиками.


Сегодня Tesla имеет более 400 000 автомобилей на дорогах, которые собирают данные о полуавтономном вождении; до настоящего времени собраны данные за 1 миллиард миль. Как и Waymo, Tesla использует машинное обучение для обучения своей системы автопилота.


Я думаю, что полное беспилотное управление (FSD) – это долгосрочная цель, и что нам придется долго довольствоваться полуавтономным вождением, прежде чем полное беспилотное управление (FSD) станет достаточно хорошим, чтобы получить доверие общества и контролирующих организаций.


Позвольте мне рассказать вам одну историю


У меня есть друг, который работает рентгенологом. Он работает в подвале своего дома, где читает рентгеновские снимки и проводит диагностику по восемь часов в день. Каждый день он читает около 100 рентгеновских снимков. Примерно один-два из его ежедневных рентгеновских снимков случайным образом выбираются и пересматриваются его приятелями, чтобы выявить ошибки. Если задуматься, рентгеновская диагностика является идеальным средством для запуска через машинное обучение. Есть очень дискретный набор данных — люди обычно состоят из одних и тех же органов. Если взять несколько миллионов рентгеновских снимков и пометить их (выявление опухолей и т.), машинное обучение должно быть в состоянии сделать большую работу по выявлению рака и других аномалий.


Мой друг, который всего лишь человек, склонен больше ошибаться рано утром, еще не выпив несколько чашек кофе, или в самом конце дня, когда он устает. Компьютеры же не нуждаются в кофе и не устают, поэтому теоретически, вооружившись правильными алгоритмами, они должны совершать меньше ошибок, чем люди.


Однако наше общество, возможно, не готово к тому, чтобы компьютеры решали эти задачи жизни и смерти. По крайней мере, пока еще нет. И это нормально, но это не значит, что наши достижения в области машинного обучения должны полностью пропасть. Вместо того чтобы компьютеры заменяли рентгенологов, они должны помогать им. Прежде всего, они должны сделать экспертную оценку всех рентгеновских снимков, так как дополнительная стоимость этого равна нулю. Они могут выявить ошибки радиологов, и, если будут ложные срабатывания, то это просто создаст больше точек данных, которые только сделают искусственный интеллект (ИИ) умнее.


Во-вторых, компьютеры могут помочь радиологам в режиме реального времени, выделяя области возможных проблем. Вместо того чтобы полностью заменить радиологов, они могут уменьшить количество ошибок и помочь радиологам сделать больше. В процессе оказания помощи они станут лучше, и в какой-то момент (через годы и годы в будущем) они смогут заменить рентгенологов.


Это путь, по которому идет Тесла (Tesla). Несмотря на обещания Илона Маска, полное беспилотное управление (FSD) и такси-роботы могут появиться в нашем отдаленном будущем. Но это не означает, что автопилот Tesla не может уже сейчас помогать водителям оставаться на своих полосах движения и поддерживать безопасное расстояние от впередиидущего автомобиля. Тем временем Tesla собирает данные миллионов миль пробега каждый день от своего растущего парка автомобилей. Например, автопилот моей Tesla Model 3 не остановит машину на красный свет или на знак остановки, но он предупредит меня, если я собираюсь проскочить на красный свет.


Тем не менее, Tesla идентифицирует эти знаки остановки и красные сигналы светофоров в том, что Илон Маск называет теневым режимом: Tesla идентифицирует хороших водителей среди 400 000 человек, которые управляют его автомобилями. Затем сравниваются решения, которые приняли бы автомобили, с действиями хороших водителей. Сегодня никто другой не может провести такого рода анализ, особенно в таком масштабе.


В прошлом году в США около 30 000 человек погибли в автокатастрофах , и три или четыре погибли, когда был задействован режим автопилота Tesla. Мы привыкли прощать человеческие недостатки, но мы не даем нашим компьютерам такого шанса. Этот разрыв между людьми и компьютерами означает, что для того, чтобы полное беспилотное управление (FSD) было одобрено контролирующими организациями, оно должно быть на порядок лучше, чем люди при любой погоде и любых дорожных условиях. Несмотря на оптимизм Илона Маска, мы далеки от этой цели.


Тем временем, большой и растущий парк автомобилей Tesla постоянно собирает данные, и с каждой милей автомобили становятся немного лучше. Эти данные и алгоритмы, которые в результате получаются, могут превратиться в самое большое конкурентное преимущество Tesla.

Эта статья является 8-й частью анализа серии из 11 частей «Tesla, Илон Маск и эпоха электромобилей (EV)».
Все части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11.


Vitaliy Katsenelson

Vitaliy Katsenelson
CEO IMA, является автором книг «Active Value Investing» и «The Little Book of Sideways Markets». Книги были переведены на восемь языков. Журнал Forbes назвал его «новым Бенджамином Грэмом (Benjamin Graham)».


Источник: https://contrarianedge.com


(Перевод: Меркулов Виталий,  «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)


Оценить статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (55 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка... 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *