Психология играет важную роль в процессе инвестирования, а на психологию в значительной степени влияют поведенческие предубеждения. Инвесторы очень подвержены влиянию предубеждений и принимают решения, которые могут в конечном итоге заставить их заплатить за свои ошибки. Любые стереотипы или подводные камни в когнитивном процессе инвестирования могут привести к ошибочным решениям. Одним из таких поведенческих предубеждений является гало-эффект или эффект ореола.
Гало-эффект (эффект ореола; halo effect, от англ. halo — ореол, сияние и лат. effectus — действие, результат) — когнитивное искажение, результат воздействия общего впечатления о чем-либо (явлении, человеке, вещи) на восприятие его частных особенностей. Примером может служить впечатление, что у людей с привлекательной внешностью большие умственные способности.
Википедия
Предубеждение гало-эффект (эффект ореола)
Эффект ореола — это когнитивное предубеждение, которое заставляет человека судить о человеке, продукте или компании, основываясь только на одной или нескольких характеристиках человека, продукта или компании. Это стереотип, который оказывает влияние на одну область, основываясь на впечатлении, созданном в другой несвязанной области.
Гало-эффект проявляется во многих сферах жизни. Он заставляет людей оценивать других людей на основе малого количества характеристик. Например, руководитель может в конечном итоге оценить своего подчиненного только по одному признаку, скажем, пунктуальности, и игнорировать все другие его положительные или отрицательные стороны. Точно так же, с точки зрения компаний, Apple создала такой эффект ореола, что любой продукт, запущенный ею, принимается успешно, независимо от фактических отзывов о продукте.
Точно так же предубеждение эффект ореола влияет и на инвестиционные решения. Инвестор под воздействием эффекта ореола оценивает компанию или акции только на основе определенных характеристик и игнорирует другие. Например, компании с известными тикерами, такие как Microsoft и Apple, как правило, торгуются на более высоких значениях, чем менее известные.
Причины гало-эффекта
Основной причиной гало-эффекта является присущая потребность людей принимать быстрые решения. Люди склонны принимать поспешные решения, когда сталкиваются с незнакомыми ситуациями. Сталкиваясь с такими ситуациями, трейдеры принимают быстрые решения на основе информации, которую они уже имеют, и всё это превращается в гало-эффект. Такие решения не всегда оказываются правильными.
Предубеждение гало-эффект является более глубоко укоренившейся формой стереотипа подтверждения своих убеждений. Это побуждает осуществлять поиск и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить свои существующие убеждения. Предубеждение подтверждения своих убеждений заставляет инвестора рассматривать только один аспект ситуации и экстраполировать его на ситуацию в целом. Трейдер принимает один положительный сигнал и формирует положительное суждение об инвестировании в целом. Затем, чтобы подтвердить свое убеждение, он интерпретирует особым образом другие факты, которые касаются этой темы.
Влияние гало-эффекта
Гало-эффект влияет на процесс инвестирования несколькими способами. Это вынуждает инвестора принимать инвестиционные решения совершенно иррационально и нелогично. Инвесторы, под воздействием гало-эффекта, как правило, делают суждения об акции или компании на основе только одного сообщения компании. Если первое сообщение, с которым они столкнулись, дает сигнал на покупку, они действуют под влиянием гало-эффекта и игнорируют все другие негативные факты, которые могут быть связаны с компанией или акциями.
Более негативное влияние эффект ореола оказывает на начинающих инвесторов. Они, как правило, страдают от своих недавних побед на бычьих рынках и создают ореол о своих собственных положительных сторонах. Это делает их самоуверенными, и они начинают больше рисковать. Когда происходит коррекция, в конечном итоге им приходится расплачиваться за это.
Гало-эффект может стать ловушкой для инвесторов. Вместо того, чтобы выбирать инвестиционные возможности на основе своих исследований, они принимают решения на основе своих предубеждений и эффекта ореола, в частности. Это искажает их суждения. Если у них есть положительная предрасположенность к компании, эффект ореола сделает их более склонными к положительному смещению ко всем аспектам акций. Это может стать очень дорогостоящей ошибкой.
Как преодолеть гало-эффект?
Гало-эффект является когнитивным предубеждением и глубоко укоренился в психологии инвестора. Полностью ликвидировать его сложно, однако можно предпринять много шагов для его преодоления до такой степени, чтобы он не причинял слишком большого ущерба.
Самый важный совет — смотреть на компанию в целом. Даже когда у инвестора есть положительный взгляд на компанию, ему следует пересмотреть решение и продолжать наблюдать за событиями, которые могут пойти не так. Это поможет ему преодолеть первоначальный эффект ореола, который искажает его оценку рассматриваемой компании. Тогда инвестор будет способен точнее узнать, как обстоят дела у компании, а не только как выглядит компания на первый взгляд.
Также важно, чтобы инвестор проводил свои исследования и фундаментальный анализ компаний, а не зависел от чужого мнения. Инвесторы не должны полагаться на советы экспертов, а формировать свое мнение. Решения не должны приниматься на основе видения других инвесторов или экспертов в отношении акций или инвестиций.
Поэтому крайне важно, чтобы инвесторы умели преодолеть поведенческие предубеждения для обеспечения того, чтобы их процесс инвестирования был как можно более рациональным и объективным.
Эта статья является 5-й частью серии из 7 частей «Поведенческие предубеждения и их влияние на инвестиционные решения».
Читать все части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.
Sweeny Kumar
Источник: valuewalk.com
(Перевод: Меркулов Виталий, «Акционер XXI века» — myinvestpro.ru)
Оценить статью: